Белый камень или известняк, как строительный материал начали широко использовать на Руси с ХII века. В к. ХV столетия на смену известняку пришел изготовленный из глины обожженный кирпич. В течение XVI столетия новый строительный материал постепенно почти вытеснил традиционный - белый камень. На протяжении столетия между тем и другим строительными материалами наблюдалось нечто схожее на соперничество, когда новые приемы строительства и традиционные (сравни церковь в с.Коломенском и церковь Преображения в с.Остров); сосуществовали рядом, уступая "неохотно" привычному в Древнерусском зодчестве строительному материалу. К концу столетия кирпич все более начал подменять белый камень: церкви в селах Беседы и Большие Вяземы выстроены наполовину из белого камня и наполовину из кирпича. Белый камень использовали для устройства основания здания (стены Зарайского Кремля), при возведении подвалов и применяли для изготовления декоративных элементов храмов (Архангельский собор Московского Кремля, шатровый храм в с.Кушалине и т.д.). После периода Смуты на Руси с возобновлением каменного строительства, вплоть до к. XVII века не было построено целиком ни одного храма из белого камня, за исключением церкви Знамения в с.Дубровицы (1690-1704 гг.), у которой и стены и наружный декор выполнены из белого камня. Однако, потребность в известняке возрастала год от года. Возобновилась и развивалась добыча камня из традиционных карьеров: Мячковская волость под Москвой, Старицкий уезд Тверской губернии. Белый камень ломали под Чебоксарами, по берегам Нерли и в ряде других мест. А так, где его не было, в качестве строительного материала использовали известковый или песчаный плитняк. Белый камень особенно ценили как сырье для выработки извести, что само по себе немаловажно при том размахе каменного строительства XVII века. Белый камень ценили за его гидроизоляционные свойства. Этот материал славился своими необычными техническими возможностями при изготовлении декоративных деталей: украшения фасадов, создания белокаменного "ковра" или белокаменного кружева. (Церкви: Троицкая в Троицком Лыкове (1698-1704 гг.), Покрова в Филях (1690-1693 гг.), Спасская в Уборах (1694-1697 гг.), Воскресенская в Кадашах (ок. 1687 г.), собор Введенского монастыря в Сольвычегодске (1689-1693 гг.). и т.д.). Резной Белый камень - излюбленный декоративный материал в эпоху "дивного узорочья" на Руси наряду с полихромной керамикой. Возрастающий интерес мастеров к декоративным возможностям камня приводит к образованию своеобразных центров декоративного убранства: Московского, Строгановского (Нижний Новгород), Тверского. Церковь в Дубровицах - последний белокаменный храм XVII столетия и первый среди белокаменных церквей XVIII века. Однако ее особенность этим не исчерпывается. Ее декоративное оформление фасадов с объемной скульптурой на папертях и пышной сюжетной горельефной лепкой открывает целую плеяду памятников со скульптурным убранством экстерьера и интерьера, что было блестяще показано Т.Гатовой, опубликовавшей новые данные по Дубровицкой церкви и Меншиковой башне в Москве. К сожалению, тема эта не получила развития в трудах исследователей, хотя основные вехи темы отчетливо обрисовывались, после публикации В.Зубаревым неизвестных материалов по церкви с.Подмоклово. Объемная белокаменная скульптура и сюжетные лепные горельефы, возникнув на рубеже столетия в храмах Подмосковных и в Москве, с переносом столицы в Петербург получили дальнейшее развитие в творчестве Трезини и Растрелли, затем "вернулись" в провинцию (церковь в усадьбе Чукавино Старицкого уезда). Заметим, что объемная белокаменная скульптура и лепные горельефы развивались на протяжении всего XVIII в., стали своего рода побочным продуктом белокаменного строительства и резьбы по камню.
Вскоре после освящения церкви в Дубровицах, недалеко от нее в Подмосковных вотчинах освящается или закладывается еще четыре ярусных белокаменных храма. Три из них в усадьбах Апраксиных, ближайших родственников и сподвижников Петра I: Никольская церковь 1705 г. в усадьбе Стрелково, принадлежавшая стольнику А.М.Апраксину; в имении Полтево - соименный храм 1706 г. возводится по заказу генерала-адмирала графа Ф.М.Апраксина - брат царицы Марфы, жены царя Федора Алексеевича; в усадьбе их другого брата - графа Петра Матвеевича в Таболове (г.Воскресенск) - Успенская церковь 1705 г., закончена в 1721 г.; четвертую церковь - Никольскую построили чуть позже в 1731-1738 гг. в дворцовом селе Домодедове по проекту архитектора Г.Шеделя.
Помимо того, что все церкви возведены из однородного материала и ярусные, три из них имеют ярко выраженные черты "нарышкинского" узорочного барокко, а четвертая, восходящая к тому же самому периоду, в декоре явно ориентирована на формы западноевропейского, читай петербургского барокко.
В 1708 г. в усадьбе Кривцы, имение Волконских, заложили храм, у которого низ белокаменный, а верх выполнен из кирпича, но имеет все признаки круга "нарышкинских" памятников и пышный белокаменный декор. Белокаменное строительство имело продолжение в 1754 г.: в с.Жилино на средства прихожан была построена Успенская церковь с наиболее простой композицией храма в виде двусветного четверика и с прямоугольной в плане апсидой и со скупым декором из пилястр.
Начиная с 70-х гг. XVIII столетия в подмосковных селах возникает несколько белокаменных церквей. Четыре из них имеют один общий композиционный и декоративный прототип. Это Воскресенская церковь 1697 г. в с.Колычеве, у которой две трети верха перестроена во вт.пол. XVIII столетия и получили кокошники, украшенные раковинами. Подражая ей, в 1770 г. (по некоторым сведениям в 1764 г.) строится церковь Рождества Богородицы в с.Верхнее Мячково. Церковь возводится, по-видимому, той же самой артелью, что и предыдущий храм. В 1786 г., в с.Зеленая слобода возводится аналогичная им Покровская церковь. В 1792 г. в с.Шубино построили Успенскую церковь. В отличие от предыдущих, она имеет внутреннюю и наружную облицовку кирпичного массива стен из белого камня, кирпичные своды и словно "усохший" декоративный наряд кокошников, отдаленно напоминающий сочные раковины предыдущих церквей. Все четыре церкви возникли в селах, где традиционный промысел крестьян - ломка, распиловка, обжиг и поставка в столицу белого камня и извести. Крестьяне этих сел еще в начале столетия были приписаны к Приказу каменных дел и с ликвидацией его продолжили свое занятие по добыче, обработке и поставкам белого камня. Привычкой к работе по белому камню можно объяснить ориентацию местных "зодчих" в родных для них местах на архаизирующие формы церквей к.XVII столетия окрестных сел и усадеб.
В к. XVIII - н. XIX столетия возникает еще несколько белокаменных церквей, построенных в смешанной технике с белокаменной облицовкой и кирпичными перекрытиями: Владимирская церковь в селе Быкове (проект приписывается не без основания В.И.Баженову); построенная на средства владельцев гр. В.И.Головкина белокаменная церковь Бориса и Глеба Борисоглебского погоста 1795 г.; Никольская церковь 1790-1794 гг. в с.Лямцино, возведенная на средства прихожан, выстроенная в смешанной технике из кирпича и белого камня с преобладанием последнего - Покровская церковь в с.Буняково 1809 г. и Ильинская - в с.Ильинское 1815-1829 гг. Все упомянутые храмы территориально входили в состав Мячковской волости или находились в селах и усадьбах, расположенных на приграничных с этой волостью территориях, вдоль рек: Пахра, Москва и Ока. Традиционный промысел крестьян белого камня в Мячковской волости, "избыток" строительного материала - белого камня - одна из основных причин сложения этого "гнезда" белокаменного строительства Подмосковья.
Другое "гнездо" традиционного белокаменного строительства - Старицкий уезд Тверской губернии, откуда в древности белый камень поступал в Заволжские монастыри и города, а, начиная с XVIII столетия - в Петербург. Северная столица для крестьян Старицкого уезда насильственно, а затем традиционно служила местом отхожего строительного промысла. В Тверском крае в XVII столетии не было выстроено ни одного белокаменного храма. Некоторые из них получали пышное белокаменное убранство: Тверской кафедральный собор, церкви Желтикова монастыря XVII в., церковь в с.Берново (н. XVIII столетия) и т.д. Для выполнения царских строительных заказов в Тверь направлялись московские мастера. Этим, возможно, и объясняется длительное отсутствие собственных строительных кадров. Строить из белого камня в районе Старицы, как и под Москвой, начали также в усадьбах, но позднее, по сравнению с Подмосковьем. В усадьбе Чукавино в 1740-1747 гг. родственники императрицы Елизаветы Петровны выстроили белокаменную церковь с пышным декоративным оформлением фасадов рельефами, сюжетными горельефами и четырьмя скульптурными фигурами Евангелистов в рост по углам четверика. Композиция основных объемов храма, увенчанного узким восьмериком, и многоярусная колокольня не имеют для себя аналогов среди окрестных памятников и даже среди памятников центральной полосы России притом, что церковь не выбивается из общего направления развития архитектуры своего времени. Спустя несколько лет в 50-е гг. XVIII в. в усадьбе владельцами Чеглоковыми, в смешанной технике из белого камня и кирпича, строится главный дом, при этом снаружи массив стены выполнен полностью из белого камня, за исключением углубления руста, где кирпич выходит полосой на фасад, как бы подчеркивая эту декоративную форму.
Храм с узким восьмериком над четвериком с небольшими габаритами в плане в 1750 г. строится в с.Мелтучи. Судя по композиции - это еще один усадебный храм. Его декоративное убранство явно ориентировано на барочные столичные образцы. Старицкое белокаменное строительство в XVIII в. в отличие от подмосковного, почти не испытало влияния "нарышкинской" архитектуры. Оно ориентировано, скорее, на столичное зодчество, хотя восприняло и интерпретировало его по-своему. Даже в монастырском строительстве, традиционно консервативное, в белокаменном строительстве прослеживается откровенная ориентация не на привычные московские образцы, а на барочную столичную архитектуру Петербурга. Например, в оформлении фасадов белокаменного Вознесенского собора Старицкого Вознесенского монастыря (1755-1763 гг.). Наличники этого храма вполне можно принять за дворцовую декорацию какой-то императорской усадьбы под Петербургом. В связи с этим мало что можно добавить и по отношению к белокаменной сельской церкви из Байково (1777 г.) и к церкви в с.Холохольня (1784 г.)
Другая особенность Старицкого белокаменного строительства - это чрезвычайно "бытовое, потребительское" отношение к белому камню, как к подручному строительному материалу. Из белого камня под крестьянские деревянные дома поводятся фундаменты, в селах устраивают погреба, колодцы, водосливы, опоры для мостов и даже строят небольшие арочные мосты; в городе выкладывают тротуары из белокаменных плит, делают классицистические подпорные противооползневые стенки, водотоки и т.д. По селам, еще в конце прошлого столетия ставят белокаменные часовни, поклонные кресты, межевые знаки и т.д. Особенно показательно для Старицы и окрестностей "утилитарные" строительства белокаменных узниц, начиная с XVIII столетия, которые устраивали в склонах волов Древнего городища или в холмах при дорогах.
Применение белого камня в строительстве в окрестностях Москвы и под Старицей, настолько разнообразно, что эта проблема одним кратким сообщением исчерпана быть не может. Белокаменное строительство, а главным образом, его художественные особенности могут дать поистине уникальный материал для исследования культурного наследия XVII - пер. пол. XIX столетия.
(Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 9904-00-42 4 а/ц.)
Использованы материалы www.archi.ru