|
Город-призрак Молога
Молога - символ трагедии, город-призрак. Он то появляется, то исчезает в
мутновато-зеленых мелководьях, пугая хранящим следы грандиозного разрушения
пейзажем. Ржавое железо, развалы кирпича на местах храмов и зданий, полузамытые
песком булыжные мостовые и уходящие в воду квадраты валунных фундаментов,
отмечающие своими рядами направления бывших улиц. Жутковатый на вид "план" в
натуральную величину. А вокруг столь же безжизненно и пустынно: в одну сторону
сливающаяся с небом серая гладь воды, а в другую - пески ненадолго обнажившегося
дна водохранилища. И среди этой песчаной пустыни плывут как миражи временно
обсохшие, увенчанные сосновыми гривами острова.
Нередко убывающими осенними днями после засушливого лета выходит из-под воды
город, чтобы напомнить о себе людям. Он был впервые упомянут в летописях под
1149 годом, а возник, возможно, и раньше, в узле речных путей, по которым шла
новгородская колонизация края. В XIV веке стал центром княжества, затем -
крупнейшей ярмарки. В ХVII-ХVIII веках существовал как торговый посад, а в 1777
году вновь обрел статус города.
В начале XX века в Мологе было 900 домов, из них 50 - каменные. На торговой
площади, у набережной, размещалось около 200 лавок. Город вытянулся вдоль
берегов Волги и Мологи на 4,5 километра четырьмя параллельными улицами,
унаследовав в регулярной схеме екатерининского плана конфигурацию, характерную
для поволжских промысловых слобод и посадов, жизнь которых была связана с рекой.
Пространственную композицию и архитектурный облик "речного фасада"
формировали пять храмов-доминант. Наиболее старая из мологских церквей - храм
Вознесения на западной окраине города, построенный в 1756 году в духе
характерных для провинции поздних реминисценций "нарышкинского" барокко. В том
же стиле выдержан и старый Воскресенский собор (1767) на набережной с
колокольней, составленной из убывающих восьмериков. Недалеко от Воскресенского
располагался "новый" Богоявленский собор (1882), выдержанный в
русско-византийском стиле, характерном для эпохи Александра III.
В трех верстах на северо-запад от города, близ берега Мологи, располагался
обширный комплекс Афанасьевского женского монастыря, возникшего еще в XIV
столетии. Он включал четыре храма: соборный Троицкий (1788), летний Сошествия
Святого Духа (1840), церковь Успения Богоматери (1826) и кладбищенскую
Усекновения главы Иоанна Предтечи (1890). Их окружали келейные и хозяйственные
корпуса, составлявшие одновременно и часть ограды с массивными угловыми
башнями-ротондами, придававшими ансамблю еще более монументальный вид.
Теперь здесь нет ни города, ни монастыря. Только старые фотографии и вещи,
собранные заботливыми руками музейщиков и помещенные в часовне Афанасьевского
монастыря хранят память о прошлом. И
постаревшие "последние дети Мологи" собираются порой под музейными сводами
вспомнить ушедшее, пройти на катере по следам исчезнувшего города, постоять на
бывших его улицах и бросить в воду цветы, как дань памяти родине и ушедшему
вместе с ней под воду детству.
На восток от Мологи, в пятнадцати километрах от Рыбинска и в четырех от
правого берега Волги, при слиянии ныне почти исчезнувших речек Белый Юг и Черный
Юг, располагался еще один известный монастырь - Югская Дорофеева пустынь,
основанная в 1615 году схимонахом Псково-Печерского монастыря Дорофеем.
Она прославилась чудотворной иконой Богоматери Одигитрии, получившей
прозвание Югской. В начале XX века пустынь принадлежала к числу самых богатых и
благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и
амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, а также школа. В
подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря.
Материал подготовил
Михаил Щербак. Самара - Москва - Самара.
В работе над материалом использован фотоальбом "Русская Атлантида",
г. Рыбинск, ООО "Формат-принт", 2001 г.
Использованы материалы www.samara.orthodoxy.ru
|