Переславский край – середина России. Он стал малой родиной для великих людей. Здесь зародились души Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, сделавшего наш город колыбелью русского флота. Есть люди, которые также любили наш край, воспевали его, но остались малоизвестными. В 18-19 веках культурная жизнь Переславля и уезда сосредоточилась в дворянских усадьбах. Среди Переславских дворян, помещиков и купцов было немало хорошо образованных, творчески одаренных людей. Некоторые из них внесли заметный вклад в культуру России, часть имен навсегда останется в истории нашего отечества.
Одной из таких личностей оказался граф Хвостов - поэт, государственный деятель и титулованный граф, представитель дворянства XIIX-XIX веков. С именем этого человека мы столкнулись при посещении села Слободка, рядом с которым находилась бывшая усадьба графа Д.И.Хвостова. Дмитрий Иванович был современником Пушкина и даже удостоился его вниманием, хотя и критическим. Граф принимал участие в открытии одного из первых музеев России «Ботик».
В усадьбе Хвостова практически ничего не сохранилось. Идет время, многое утрачивается в нашей истории. Уходят в прошлое талантливые люди, но бумага хранит их слова, природа – их следы. Мы прошли теми путями, которыми ходил Дмитрий Иванович, любовались тем осенним пейзажем, который не раз восхищал и вдохновлял на творчество графа. Нам представилась возможность окунуться в прошлое, прикоснуться с эпохой графа Хвостова, и у нас возникло желание рассказать об этом другим.
Летом 2005 года в ходе работы школы ЛиС (лесников и садоводов) мы побывали в бывшей усадьбе графа Д.И. Хвостова и впоследствии познакомились с творчеством Дмитрия Ивановича. Осенью мы совершили несколько экспедиций для более детального изучения территории усадьбы. У нас появилось желание воссоздать внешний облик усадьбы и разработать туристический маршрута «Далекое и близкое старинных усадеб Переславского края». Члены клуба «Бион » начали работать над проектом «Окно в прошлое». Нас интересовало отношение молодежи к историческому прошлому Переславского края, их осведомленность об усадьбах нашего края. Для этого мы использовали местный ресурс и на форуме (городская сеть) создали опрос по данному аспекту. Параллельно идет работа над созданием сайта с информацией об усадьбах края.
Цель данной работы:
описание современного состояния бывшей усадьбы Хвостова;
Задачи:
- проанализировать сукцессионные процессы территории усадьбы;
- популяризировать жизнь и деятельность графа Хвостова;
- расширить знания об историческом, культурном и природном наследии.
Путь в усадьбу лежит через липово-березовую аллею, которая сохранилась до нашего времени. Липы, в основном, многоствольные. Это объясняется тем, что старый ствол погиб и от него берет начало молодая поросль, которая за счет старого получает питательные вещества. Нами были изучены морфометрические показатели деревьев, описано их состояние.
Аллея выходит к пруду с островом, неотъемлемой частью усадебного комплекса. В настоящее время пруд полностью зарос, превратившись в сфагнувое болото с ивовыми зарослями. Несмотря на сукцессионные изменения, бывший пруд имеет
явно выраженный искусственный характер. По берегу растут старые липы на расстоянии примерно 5-6 метров друг от друга. Пруд достаточно глубок -1,5м, его ширина около 10 м. Остров имеет овальную форму. На нем растут три старых липы, ветлы, ель, молодая поросль кленов, дубков. Также на острове обнаружено круглое углубление диаметром 3 м. Мы можем предположить, что на этом месте раньше находилась беседка. За прудом с островом находится парк, правда тоже сильно заросший. Мы обнаружили пока лишь одну хорошо выраженную березово - липовую аллею. В дальнейшем планируем составить план – схему парка.
Дорога вдоль аллеи огибает пруд с островом слева идет параллельно парку и спускается к реке Кубрь. За парком располагается поляна, с которой открывается удивительно живописный вид на окрестности. Слева от дороги располагаются открытые площадки, обрамленные посадками лип. Мы предполагаем, что здесь раньше стоял барский дом.
Правее острова ныне находится кладбище, где нами найдены чугунные петли ворот, остатки кирпичей и рытвины. Известно, что в усадьбе находилась и двухэтажная церковь, которая была разрушена. Возможно она и располагалась рядом с кладбищем. Здесь также группками растут вековые липы. Мы смеем предположить, что раньше там находились усадебные пристройки.
В настоящее время мы работаем над созданием модели усадьбы Д.И. Хвостова.
В 19 веке село Выползово Слобода принадлежало обер – прокурору Священного Синода, тайному советнику, сенатору, надворному советнику, подполковнику при А.В. Суворове Дмитрию Ивановичу Хвостову.
Особенностью этой личности являлось не обилие чинов, а то, что он не мог не писать. Стихи рождались сами, им нельзя было запретить появляться на свет. Его стихи – это его дети. Он не жалел средств, чтобы они вышли в свет. На собственные деньги граф издал «Полное собрание стихотворений» (7 томов) В своих стихах он превозносил мало кому известный Переславль.
Д. И. Хвостов родился в Санкт-Петербурге, учился в московском пансионе, затем в университете, в 1772 поступил на службу в гвардию, в 1783 переведён в надворные советники. В 1788 находился при А. В. Суворове в чине подполковника, в 1789 женился на племяннице А. В. Суворова княжне А. И. Горчаковой. В 1795 пожаловал в камер-юнкеры, в 1797 стал обер-прокурором священного Синода, пожалован орденом св. Анны, в 1800 произведён в тайные советники, в 1802 получил титул графа Сардинского, в 1807 стал сенатором. Стихи начал писать с 1779 г. Автор лирических стихотворений, посланий, басен, од. Член российской Академии и «Беседы любителей русского слова».
В своих стихах Хвостов восхвалял природу Переславского края. Он был настоящим патриотом. В его произведениях мы можем оценить не только красоту нашего края, но и историческую ценность. Несмотря на присущую пышность, нельзя не заметить искренности чувства. Хвостов действительно любил свой край и воспевал его от души, как умел.
Озеру Переславля-Залесского
«Гордися Переславль! Ты озером своим;
Крылатые птенцы взлелеянные им,
Средь бурь разгневанных стихий,
Геройский совершая ход
В пучине яростной Американских вод,
Блюстят величество России».
Несколько од посвятил он свой речке Кубре, в которых всячески восхвалял ее, потому стал известен как певец Кубры.
«Кубра в своих водах являет
Обилье новых мне чудес,
И мысль крылатая летает
На свод превыспренних небес».
«С тобой гулять бы не ленился
На речку в островок и в сад
Поил бы из ключа водою,
стерлядей, лакомой ухою,
Моих прудов я угостил
С зелёной ветки овощами-
Тебя моими бы стихами,
Как друга к ночи усыпил»
Д.И. Хвостов писал стихи на исторические сюжеты, связанные с нашим краем.
«Как вихрем прах земли крутиться,
На крыльях
Под Переславлем весть плодится
Мамай свирепый хан разбит»
«Вдруг слышен сталь метала звон,
За звуком звук течет, льется
С Гориц к Никицкому несет
С холма на холм, с горы к горе,
Царевича провозглашает,
Дробятся в воздухе смолкает
В волнах сребристых на Кубре.»
Современники по-разному относились к творчеству Хвостова. Его произведения часто подвергались критике известных людей. Над бездарностью многих произведений Хвостова изощрялись в своих остротах современники. Он же был искренне убежден, что имеет большой поэтический дар, но меньше, чем у Державина, которому рабски подражал. Окружали его льстецы, поддерживали в нем эту мысль. Ослепленный Хвостов на издание своих «бессмертных» произведений и субсидии льстеца растратил свое состояние и под коней жизни испытывал большие денежные затруднения. Переносил это стоически, но приходил в отчаяние от каждого отрицательного замечания в адрес его стихов. Несмотря на то, что он как-то особенно страстно обожал Суворова, на племяннице которого был женат (Горчакова Аграфена Ивановна), граф не обратил внимания на его предсмертное замечание: «Митя, ты доброй души человек, но не пиши, брат, стихов. Охота быть тебе посмешищем!».
А.С. Пушкин в «Медном Всаднике» высмеивает Хвостова:
«С дворов свозили лодки.
Граф Хвостов, поэт, любимый небесами
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов».
Или вот в эпиграмме А.С. Пушкин:
«Чтобы не смять уста лихого,
Ты на ночь одою Хвостова
Его легонько обернешь».
В то время, как в Петербургской гостиной графа Д.И. Хвостова, занимавшего пост обер-прокурора Синода, распевали его переславскую песенку, и сам автор жил, главным образом, в тумане литературного тщеславия. Несколько соотечественников из молодых шагнули далеко вперед своих отцов.
Тот факт, что критиками были такие значительные личности говорит о том, что Хвостов был ярким человеком. Это можно проследить в эпиграммах, написанных на его творчество:
И.И. Дмитриев о графе Хвостове:
«Подзобок на груди и подогнув колена наш
Бавий говорит, любуясь сам собой:
«Отныне будет всем поэтам модным света!
Все классики уже переводимы мной
Так я и сам ученым светом
Достоин признан быть классическим
Так, Бавий, так! Стихи, конечно, и твои
На лекциях пойдут в пример голиматьи!»
1802г
Пушкин на трагедию графа Хвостова, изданную с портретом Колосовой:
«Подобный жребий для поэта
И для красавицы готов:
Стихи отводят от портрета,
Портрет отводят от стихов».
И.А. Крылов о графе Хвостове:
«Полезен ли другим о басне сей урок –
Не знаю, а творцу, бедняжка, он не впрок!»
1819г.
.
А. А. Дельвиг о Хвостове
«Хвостова кипа тут лежала,
А Баранте не уцелел!
За то его собака съела,
Что в песнях он собаку съел!»
1827 г.
Граф Хвостов был личностью не только яркой и поэтической, но и любознательной. В период с 1814 по 1821 год в Тихом океане было открыто более 20 новых островов. Дмитрий Иванович, узнав о них, постарался донести эту информацию до всех людей В своём семитомнике он написал о них (острова Кутузова, Спиридова, Суворова). «Сия выписка об открытых островах напечатана уже была в полном издании 1821 г. и получена автором от адмирала Андреевича Сарова»». Заслуга Д.И. Хвостова в том, что он сделал общедоступной информацию об островах, названных именами известных российских полководцев. Таким образом он привнес свой вклад в увековечение славы государства Российского.
Стихи Д. И. Хвостова не всегда отличались красотой слога, понятным содержанием и глубоким смыслом высказываний. Трудно не согласиться с многочисленными критическими замечаниями в адрес поэта, но мы благодарны Дмитрию Ивановичу за то, что из его произведений можно было узнать об истории и природе Переславского края. А узнать о наших достопримечательностях могли все те, кому дарил он свои книги, которые печатались на собственные средства графа. Хвостов под конец своей жизни приходил в отчаяние от каждого отрицательного замечания в адрес его стихов. Несмотря на многочисленную критику, мы можем сделать вывод о том, что граф Хвостов являлся неординарной личностью. На его творчество обращали внимание такие великие люди, как А.С. Пушкин, Крылов, А.В. Суворов и т.д. Он не только интересовался событиями происходящими в государстве, но ещё и делился своими знаниями, публикуя информацию в печати. Благодаря его творчеству у нас есть возможность узнать о жизни и интересах людей высшего общества того времени, выявить изменения в природе Переславского края.
Мы рады, что нам представилась возможность, соприкоснуться с истоками национальной духовности, окунуться в мир дворянской усадьбы, который является неотъемлемой частью культуры России. Дворянские усадьбы Переславского уезда вплоть до революции 1917 года оставались теми «культурными гнездами», которые давали не только местному краю, но и всей России образцы бескорыстного служения делу просвещения нации, распространения культуры, стремления к облагораживанию нравов. Они готовили благоприятную почву для будущего духовного расцвета России. В этой работе мы сделали всего несколько шагов в понимании одной из личностей Переславских дворян. Интересно, а сколько их надо сделать ещё, чтобы познать русскую душу, чтобы научиться любить и ценить свою Родину.
Список использованной литературы:
- Большая Советская энциклопедия т.8; М., 1927г
- «Полное собрание стихотворений графа Хвоства о разных предметах» том второй; С - П 1829г.
- «Разные стихотворения графа Хвоства», сочиненные после полного собрания том пятый.
С – П. В типографии департамента народного просвящения 1828 г.
- «Русский литературный анекдот конца XVII- XIX века»; М. «Художественная литература» 1990г.
- Сельская усадьба в русской поэзии XVIII- начала. М. Наука 2005г.