главная страница

ярославские усадьбы

взгляд молодёжи

усадебная карта

мероприятия (усадьбы)

путевые заметки


«Парк Смоленской усадьбы – увядающий памятник истории »

            Выполнила:Нигова Екатерина, 11 «А» кл. Руководитель: Колотилина Л.Н.

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 г.Переславль-Залесский 2004 год


Историческая справка

В древнеславянском языке для понятия сад употреблялось слово «верт», «вертище» или «вертоград», которое ученые связывают с именем древнего бога плодов и садов – Вертумна. Таким образом, «вертоград» должен обозначать огороженный «верт», это был по преимуществу цветочный сад.

Начало устройства садов у славян совпадает с переходом к земледелию. История садов и садоводства тесно связана с историей народа, его культуры, науки, искусства и литературы. Она неотделима от истории сельского хозяйства.

Облик садов у древних славян был достаточно красив, и в сказаниях он часто употреблялся под названием «рай» или «рай-огород».

Вплоть до XV – XVII веков развитие садово-паркового искусства было связано с деятельностью монахов, которые упорно и последовательно накапливали навыки, берегли древние традиции, экспериментировали, распространяли садоводческие знания по всем уголкам сначала Киевской, а потом и Московской земли. Для верующего человека монастырь являлся моделью рая на земле. А рай, согласно христианским представлениям, и есть сад. Вот почему сад стал необходимым элементом монастырского комплекса.

Само слово «сад» в древности означало не только посадки плодовых деревьев. Кустов и ягодников. Под садом понимали и луг, и небольшую рощицу, и просто траву – в общем, все то, что составляло городскую усадьбу. Садом также назывался огород (впрочем, не менее часть сад, в свою очередь, назывался огородом). В выдающемся письменном памятнике XVI века «Домострой» наиболее полно отражен опыт садоводов того времени:

«А сад для себя заложить, чтобы расстояние от дерева к дереву было в три сажени(6,3 м), а то и больше, тогда яблони растут большими, рассадам и овощам на грядках не мешают (грядки с овощами располагались обычно между деревьями), а как разрастутся густо на деревьях ветки, уже ничто на земле не растет, насей тогда борщу, все-таки всегда урожай». Таким образом, сад и огород здесь, по современным понятиям, совмещались.

В XVIII веке в архитектуре и градостроительстве утвердился стиль классицизма, которому присущи принципы гармоничности соразмеренности и ясности.

На первых порах классицизм в России находил поддержку в петровской архитектуре начала XVIII века. Просветительская тенденция первых дворцовых парков Петербурга получает через полстолетия свое дальнейшее развитие. Вновь оживает интерес к «утилитарным» объектам, в эпоху Петра рас сматривавшихся как важные элементы архитектурного ансамбля. Напротив, сами дворцы многое теряют в своих размерах и богатстве декоративной отделки фасадов. Эпохе классицизма Монплезир и дом Петра I в Летнем саду ближе, чем роскошный царскосельский дворец Ордер в стиле барокко. Основную роль в постройках нового стиля играет, в отличие от старой эпохи, не великолепие, а благородство, строгость и монументальность. Не пышность декоративной отделки создает образ здания, а ясность и логичность его фасадов, планов, конструкций. Архитекторы стремятся сделать формы более лаконичными, их привлекает простота колоны, ее контраст спокойной плоскости стены. Строгие прямые линии, четкость форм, их выверенная соразмерность, гармония всего ансамбля и его связь с окружающей природой – вот в каких направлениях работает теперь творческая мысль зодчего. Характерно, что окружение усадебного дома не становилось объектом перепланировки. Парки в большинстве случаев имели «натуральный» вид и как бы сливались с природным окружением. Таким показан на плане парк при дворце Потемкина на высоком берегу Днепра в Екатеринославле. Сады усадеб, таких как Кусково, Останкино, перестраиваются на новый лад. Воздействие классицизма на парковое искусство, на развитие русской усадьбы многогранно и не однозначно. Белоколонные портики центральных дворцовых сооружений, ротонды-миловиды, занимающие ключевые места в парке, мосты и ворота самым непосредственным образом влияли на облик пейзажного парка. Они активно взаимодействовали со всеми его природными составляющими, но не подавляя, не подчиняя их, как это было раньше. Отражая культурные запросы дворян, усадебный дом с флигелями был призван выразить идею гармонии, которой проникнуты известные образцы архитектуры времен античности и Ренессанса.

Во времена итальянского Ренессанса зародилась иконологическая наука. Распространение ее в России выразилось в садах и парках усадеб настоящей вспышкой. Иконологическим лексиконом пользовались и заказчики, и сами «мастера», создающие сад.

Чтобы было более понятно, опишем деревья в трактовке иконологического словаря: акация обозначала бессмертие души; яблоневое дерево – намек на грехопадение; куст ежевики – «пылающий куст», из которого появляется ангел; камыши и растительность у воды в изобилии – знак единения; кедр олицетворял красоту и благородство; вишня, ее плоды – сладость благих трудов; плод каштана был символом целомудрия, так как съедобное ядро окружено колючками; вяз – символом собственного достоинства; пихта (ель) – обозначением избранности, чистоты помыслов и духа; плющ – знаком бессмертия. Белый цвет и сладкий запах жасмина делали его символом невинности, грации, обаяния; дуб из-за своей «солидности» и долголетия являлся обозначением силы, веры, добродетели и вечности; слива была знаком верности и независимости; анютины глазки – воспоминания и созерцания; мак – равнодушия и неведения; роза – символом триумфальной любви (красная – знак мученичества и страданий, белая – красоты и чистоты); фиалка – чувства смирения; земляника – скромности.

Липа обещала своей богатой кроной приветливую тень, а запах ее цветов в дни цветения нес намек на небесный райский эфир. Береза определенного символического значения не имела, но стволы ее удачно «стилистически» гармонировали с колонами портиков усадебного дома, а сама по себе она являлась самым распространенным деревом российского ландшафта, и, следовательно, являлась образом родины.



Введение

Есть в наших краях старинные парки, заложенные в память об исторических событиях или же связанные с именами исторических деятелей культуры. В основном это памятники усадебной дворянской культуры, наследие XVII – XIX веков. Эти парки – хранилища ботанических ресурсов. Ценным является то, что в них растет много вековых деревьев местной флоры: вязов, дубов, лип, кленов, елей, сосен; часто они образуют аллеи. Здесь встречаются и деревья-экзоты, родина которых находиться далеко за пределами области. Парки имеют важное значение в деле сохранения и улучшения окружающей среды, равно как и в создании благоприятных условий для жизни, труда, и отдыха людей. Но дальнейшая судьба русских усадеб была горькой. Редкие усадьбы в целости и сохранности дошли до наших дней, многие из них находятся в запущенном состоянии.

В Переславском крае, в селе Смоленское есть такая уникальная усадьба. Ее владельцем в конце XVIII века был приближенный Екатерины II, ротмистр П.П. Свиньин. Усадьба состояла из каменного двухэтажного дома с домовой церковью. Перед домом располагались две башни «романтического» стиля, в одной из которых была колокольня. Тогда же, видимо, был заложен садово-парковый комплекс. По преданию, кольцевой пруд с островом был создан руками пленных французов. Между главным домом и прудом простирался террасированный парк смешанного стиля. После Свиньиных усадьбой владел герой кавказкой войны В.М. Козловский. В 1875 году попадает в государственную казну. В ней была открыта первая в России сельскохозяйственная школа, где готовили управляющих для сельских имений. Была открыта ферма по разведению племенного молочного скота и конная ферма. Благодаря этому усадьба сохранилась, и после революции была преобразована в зоотехникум. В настоящее время во дворце находится сельская школа, медпункт и библиотека.

Усадьба представляет собой комплекс архитектурных и парковых сооружений, в которых просматриваются остатки регулярной планировки. Она расположена на высоком холме в северо-восточной части села Смоленское. Холм и дом прикрывают от ветров садово-парковый комплекс, что создает особый микроклимат на его площади. Всего в усадьбе пять парков - перед фасадом усадебного дома (курдонер), регулярный террасированный парк, фруктовый сад, парк на острове, урочище «Зверинец». Главный парк разбит на трех террасах, ступенями спускающимися к острову. Главная аллея парка совпадает с осью симметрии усадьбы, что говорит о том, что она была построена в эпоху классицизма.

В 2000 и 2004 году в усадьбе проводились Первая и Пятая летняя школа лесников и садоводов (ЛиС), в ходе которой реализовывался проект «Соединяя нить времен». Участники школы погружались в мир дворянской усадьбы, постигали гармоничные отношения человека с окружающей средой, работали над созданием экологической тропы. В основе деятельности школы лежит работа различных кафедр, проводящих исследовательские и волонтерские работы по изучению и восстановлению усадебного комплекса. Эти исследования были использованы в данной работе.
Цель – спасение памятника архитектуры и истории усадьбы Смоленское.
Задачи :

- изучение древостоя парков усадьбы Смоленское,

- закладка постоянных пробных площадок для проведения мониторинга,

- привлечение внимания общественности к проблемам усадьбы.



Методика исследований

Для проведения мониторинга за состоянием древостоя парка были заложены пробные площадки, на которых проводилось геоботаническое описание древостоя. Работа осуществлялась по следующей схеме:
1.Выявление название парка, его географическое положение, историю и значение.
2.Подготовка картосхемы парка.
3.Проведение рекогносцировочного обследования территории парка с целью выявления маршрутных ходов. По маршрутному ходу могут быть участки, существенно различающиеся по почвенно-растительному покрову и сходные друг с другом. Фотографирование отдельных мест.
4.Обозначение участка на картосхеме, нумерация деревьев на пробных участках и проведение описания с указанием высоты, диаметра и окружности стволов, класса жизнеустойчивости. По маршрутному ходу проводится описание всех участков, существенно различающихся по почвенно-растительному покрову. На сходных участках описания не делают, а лишь указывают номер уже описанных площадей.
5.Оформление паспорта постоянной пробной площади.



Практическая часть

В летний период было изучено состояние древостоя в верхней террасе регулярного парка, геоботаническое описание которого приводится в приложении. Также были заложены две пробные площадки.

На первой площадке площадью 10x10 м произрастает 4 крупнолистные липы и 2 дуба черешчатых. В подросте липа, покров – разнотравье.

Таблица с данными

Средний возраст лип – 120 лет, средняя высота ствола – 28,5 м, диаметр – 0,6 м, окружность ствола – 1,55 м. Средний возраст дубов – 120 лет, средняя высота ствола – 35,5 м, диаметр – 0,8 м, окружность – 1,9 м. Деревья сильно ослаблены, имеет место антропогенный фактор – тропиночная сеть. На второй площадке площадью 20x20 м произрастает 28 лип крупнолистная, 7 ясеней обыкновенных, 1 клен татарский. В подросте липа, ясень и клен, покров – разнотравье.

Таблица с данными

Средний возраст лип – 120 лет, средняя высота ствола – 29.7 м, диаметр – 0,5 м, окружность – 1,5 м. Средний возраст ясеней – 40 лет, средняя высота ствола – 22 м, диаметр – 0, 28 м, окружность – 0,8 м. Возраст клена – 3 года, высота – 10 м, диаметр – 0,08 м, окружность – 0,2 м. Деревья сильно ослаблены, имеет место тропиночная сеть. На 13 липах имеются большие дупла и трещины, что свидетельствует о старении парка. Здесь более благоприятные условия для самосева, чем на первой площадке, и в дальнейшем это может привести к изменению внешнего вида парка.

В древесный ярус парка входят также лиственницы обыкновенные – средняя высота 30 м, средний диаметр - 0,6 м, ели

обыкновенные – средняя высота 24 м, средний диаметр 0,48 м. В восточной части парка древостой имеет больший бонитет. В осенний период 2004 года был обследован парк перед фасадом усадьбы (курдонер). В ходе исследования были получены следующие данные.

Таблица с данными

Территорию парка курдонер можно рассматривать как пробную площадку №3. Здесь произрастают липы в возрасте 120 лет и молодые деревья приблизительно 50 лет. Средняя высота лип - 21 м, диаметр – 0,49 м, окружность – 1,48 м. Средняя высота ясеней – 18.9 м, диаметр – 0,47 м, окружность – 1,3 м. Средняя высота вязов – 17 м. диаметр – 0,42 м, окружность – 1,19 м. Средняя высота туй – 15 м, диаметр 0,23 м, окружность – 0,78 м. В парке наблюдается сильное антропогенное воздействие, имеется тропиночная сеть и наезженная дорога. На деревьях имеются механические повреждения: прибитая скоба размером 17х7х1,5 см, доски, гвозди, зарубки топором, обгоревшие остатки деревьев. Рекреационная дигрессия III стадии. Отсутствие подроста свидетельствует о старении парка, наблюдается резкое ухудшение внешнего облика парка, теряется его историческая значимость.



Выводы и рекомендации

По результатам исследовательских работ 2000 года был составлен паспорт памятника природы усадьбы Смоленское. В разделе антропогенное воздействие указывалась площадь тропиночной сети – 10 – 15%, имеется спортплощадка, где полностью выбит травяной покров, рекреационная дигрессия парка – II стадии.

1.За период с 2000 по 2004 год наблюдается явное старение усадьбы и парков, стадия дигрессии III.

2.Самая распространенная порода древостоя парков – липа.

3.В подросте находится ясень (самосев), что меняет облик парка.

4.В парке заложены три пробные площадки для мониторинга, что поможет отследить дальнейшие изменения состояния древостоя.

5.Необходимо привлечение больших средств для благоустройства усадьбы.

6.Проведение волонтерских работ по расчистке и восстановлению усадьбы обязательно.



Заключение

XIII век был золотым веком для русских усадеб. С тех пор прошло около 200 лет. Растительность во многих парках давно прошла «пору зрелости» и находится в стадии естественной деградации и полного вырождения под влиянием ухудшения окружающей среды. Это явление может приобрести необратимый характер. Предстоящие десятилетия угрожает стать «черным веком « для старинных русских парков. Чтобы избежать этого, нужно прежде всего осознать, что мы имели в прошлом, имеем сейчас и можем потерять безвозвратно. Важно, чтобы четкое представление об этом сложилось не только у специалистов, но и у всех людей, которые ощущают причастность к русской истории и русской природе.

Усадьба Смоленское - “жемчужина” русской культуры - всегда находилась под патронажем императоров Александра I, и Николая II. Но в настоящее время усадьба находится в плачевном состоянии, и ей срочно необходима помощь. Администрация села Смоленское совместно с жителями предпринимает шаги по спасению комплекса. Был восстановлен мост на остров, отремонтирована домовая церковь на деньги спонсоров. К 225–летию усадьбы было устроено большое празднество. Главной целью было привлечение внимания к этому памятнику старины. Среди почетных гостей были представители властей. Председатель Комитета по историко-культурному наследию Ярославской области Ю. Аврутов заявил, что, к сожалению, областная администрация не выделяла деньги на реставрацию усадьбы, но пообещал исправить ситуацию. Были выпущены рекламные буклеты, предлагающие экскурсии по усадьбе. По результатам работы Пятой школы ЛиС участники обратились к губернатору Ярославской области с просьбой помочь в восстановлении усадебного комплекса.


    Список использованной литературы:

  1. Лысюк Е. Пушкинский вертоград, Великие Луки, Арбор, 2000
  2. Переславские вести/30 июня 2004 года/51(800)
  3. Переславские вести/6 июля 2004 года/52(801)
  4. Шадунц Е.К. Усадьба Смоленское. Паспорт памятника природы. 2000
  5. Ясюнас Б.Б. Паспорт. Усадьба Козловского. Парк. Министерство культуры РСФСР. 15 мая 1990 г
Hosted by uCoz